800px-palais_du_louvre_-_appartements_d-t-_de_la_reine_anne_dautriche_-_antiquit-s_romaines_2

Антик – антиквар – антикварный – антиквариат –  у этих слов общий корень  от латинского «antiquus»  и он означает — «древний». Любителей антиквариата объединяет интерес к старинным произведениям искусства, в каких бы материалах, техниках, технологиях они не были выполнены.

Антиквариат – это охота за древностями, азарт, нюх, это знаточество, это — настоящая  мания. Поиски и находки, покупки и продажи, восторги и разочарования – антиквариат дарит ни с чем не сравнимые эмоции и в то же время  является четким, хорошо налаженным бизнесом. Чтобы ориентироваться в нем, надо обладать как общими знаниями в истории искусства, так и конкретными практическими навыками во многих сферах художественного ремесла. Целью данного учебного курса является формирование устойчивых профессиональных представлений об основных сферах развития антиквариата.

Курс позволит Вам:

1. разбираться в старинных произведениях искусства, в каких материалах, техниках они выполнены и узнать их истинную ценность;

2. прочувствовать уникальность каждого творца и наполниться вибрациями гениальных людей через их произведения;

3. стать образованным человеком в области искусства и чувствовать себя уверенно в любом музее мира;

4. найти единомышленников и пережить с ними прекрасные моменты жизни!

У Вас сформируется профессиональное представление об основных сферах развития антиквариата.

louvre3-1024x678Программа:

Тема 1. Введение. Роль истории искусства в культуре антиквариата. Многообразие видов изобразительного искусства, их общая характеристика, взаимосвязь. Феномен антиквариата. Истоки, эволюция, структура. Социокультурные особенности феномена антиквариата (эстетические, экономические, коммуникативные). Исторические этапы становления феномена (от  античности до наших дней).

Возможности каждого из видов в отображении действительности. Взаимосвязь изобразительных искусств с архитектурой и декоративно-прикладным искусством, их принципиальные отличия. Понятие о станковом и монументальном искусстве. Живопись, особенности ее художественного языка. Рисунок и цвет в живописи. Роды живописи — монументальная, станковая, декоративная, театрально-декорационная. Наиболее распространенные техники живописи, их роль в создании художественного образа. Скульптура, ее выразительные возможности, материалы и техники. Круглая скульптура и виды рельефа. Монументальные памятники, их связь с окружающей средой. Проблемы ансамбля и синтеза. Графика, ее техническое многообразие. Рисунок и гравюра, их разновидности. Станковая графика, понятие графической серии. Книжная графика, промышленная графика, плакат.

История сложения жанровой системы. Иерархия жанров. Малые жанры: натюрморт, портрет, пейзаж, интерьер, ню, батальный, анималистический, бытовой — разновидности, особенности, сферы применения. Исторический жанр как наиболее весомый содержательно и разнообразный формально, его синтезирующие качества.

Понятие художественного стиля. Специфика художественных образов.

Тема 2.  Искусство древнейших цивилизаций

Роль и место культуры Древнего Египта среди других культур рабовладельческих цивилизаций. Периодизация древнеегипетского искусства. Роль канона. Особенности развития искусства Месопотамии. Грандиозные масштабы и монументальный стиль архитектурных комплексов, скульптурных памятников.

Искусство Древней Греции. Периодизация. Эгейская культура как  переходная ступень от искусства Древнего Востока к искусству античности. Гуманистические основы культуры Древней Греции. Гомеровская и архаическая эпохи. Возникновение и развитие ордерной системы в греческой архитектуре. Сложение принципов древнегреческой скульптуры. Классическая эпоха. Творчество Мирона, Фидия, Поликлета, Праксителя. Искусство вазописи. Характерные особенности культуры эллинизма. Искусство Древнего Рима. Значение греческой художественной традиции. Веризм как характерная особенность римской культуры. Грандиозные масштабы и триумфальный характер римской архитектуры, ее мировое значение. (Пантеон, триумфальные арки, колонны, термы, амфитеатры). Римский скульптурный портрет — значительный вклад в историю реалистического искусства. Антикварная культура Древнего Востока и античности.

Тема 3  Искусство средневековой Западной Европы

Средние века — тысячелетний период господства феодализма. Географические и временные рамки. Разнообразие форм феодальной культуры у разных народов. Средневековье как новая ступень художественного развития человечества. Утраты и приобретения в сравнении с древним восточным и античным искусством. Особенности искусства варваров. Роль и значение орнамента в декоративно-прикладном искусстве. Раннехристианское искусство.

Типы христианских храмов. Монументальная живопись, миниатюра, скульптура. Ведущая роль архитектуры. Основные принципы готической каркасной конструкции и ее основные элементы. Роль скульптуры в декоративном убранстве храма. Памятники Франции, Германии, Италии, Англии.

Тема 4.  Искусство Византии и Древней Руси.

Истоки византийского искусства, его роль и значение. Периодизация. Первый период расцвета византийского искусства. Архитектурный тип крестово-купольного храма. Искусство времени иконоборчества. Период зрелого феодализма в Византии.

Взаимодействие византийской и древнерусской культур. Своеобразие художественного образа. Искусство периода феодальной раздробленности. Киевское, Новгородское, Владимиро-Суздальское, Полоцкое княжества. Выдающиеся памятники архитектуры, монументальной и станковой живописи и скульптуры. Творчество Ф.Грека, А.Рублева, Дионисия, С. Ушакова. Специфика средневековой философии, этики, эстетики, экономики. Произведения средневекового изобразительного и декоративно-прикладного искусства на современном антикварном рынке.

Тема 5.  Искусство проторенессанса и Раннего Возрождения

Исторические корни ренессансной культуры. Хронология и периодизация. Социальные предпосылки возникновения нового типа культуры. Гуманистические идеи и их отражение в искусстве. Италия как центр Возрождения. Проторенессанс. Творчество Джотто, Симоне Мартини. Искусство кватроченто в Италии, отказ от готических принципов, обращение к античному наследию. Творчество Брунеллески, Донателло. Мазаччо. Формирование локальных художественных центров. Флорентийская, тосканская, венецианская школы. Творчество Фра Беато Анжелико, Уччелло, Филиппо Липпи, Боттичелли, Беллини, Антонелло да Мессина.

Тема 6.  Искусство Высокого  и Позднего Возрождения.

Расцвет ренессансной культуры Италии. Творчество Браманте и особенности развития архитектуры данного периода. Леонардо да Винчи как основоположник Высокого Возрождения, универсальность его гения.  Монументальные и станковые работы Рафаэля. Эволюция творчества Микеланджело. Своеобразие Высокого Возрождения в Венеции. Джорджоне и его роль в становлении венецианской школы. Общая характеристика творчества  Веронезе, Тинторетто. Поздний этап в творчестве крупных мастеров. История подделок в мире искусства как проблема антикварного рынка.

Тема 7.  Искусство Северного Возрождения

Идейные  и художественные особенности  искусства Возрождения в странах Северной Европы. Особенности исторического развития Нидерландов и своеобразие нидерландского Возрождения. Творчество Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Гуго ван дер Гуса, Иеронима Босха, Питера Брейгеля Старшего. Демократические устремления нидерландского искусства.

Сложность исторической обстановки в Германии в конце ХV — начале ХVI вв. Альбрехт Дюрер — великий мастер немецкого Возрождения. Роль гравюры. Творчество М. Грюневальда, Л. Кранаха,  Г.Гольбейна Младшего.

Возрождение во Франции, его светский, жизнерадостный характер. Новые архитектурные формы. Строительство замков. Скульптура Ж. Гужона. Реалистические тенденции в живописи. Портреты Франсуа и Жана Клуэ. Школа Фонтенбло. Реализм и маньеризм второй половины ХVI в. Искусство Возрождения  как феномен антиквариата.

Тема 8.  Основные тенденции развития европейского искусства

 XVII-XVIII вв.

ХVII век как новый этап  исторического и культурного развития европейских стран. Корни и эстетические принципы стиля барокко. Искусство Италии. Творчество Л. Бернини — архитектора и скульптора. Декоративная живопись позднего барокко — творчество Дж. Б. Тьеполо, его связь с традициями  венецианского Возрождения. Декоративная изощренность и утонченность позднего барокко. М. Караваджо как реформатор  европейской живописи ХVII в. Роль натуры, утверждение этической значительности народных образов. Братья Карраччи и Болонская  Академия. Искусство маньеризма. Развитие культуры антиквариата.

Тема 9.  Искусство Фландрии  и Голландии XVII в.

Соединение барочной и реалистической тенденций в развитии фламандской школы. Многогранное творчество П. П. Рубенса и его эволюция. А. ван Дейк и формирование принципов парадного портрета. Караваджистские традиции творчества Я. Йорданса. А. Броувер и развитие крестьянского жанра. Ф. Снейдерс  и специфика фламандского натюрморта.

Роль живописи в культуре Голландии XVII в. Академизм и маньеризм в период становления голландской школы, зарождение реалистических тенденций. Караваджизм в голландской живописи. Творчество Ф. Хальса и формирование национальной школы. Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна. Искусство «малых голландцев» и возникновение арт-рынка.

Тема 10.  Искусство Франции XVII- XVIII вв.

Эстетика классицизма, ее связь с философией рационализма. Н. Пуссен — основоположник классицизма в живописи. Классицистический пейзаж. Творчество К. Лоррена. Реалистические тенденции во французском  искусстве первой половины и середины XVII в.  Ж. де Латур и французский караваджизм. Ж. Калло, братья Ленен и развитие крестьянского жанра. Ведущая роль придворной культуры во 2-ой половине XVII в. Деятельность французской Академии. Расцвет дворцовой архитектуры.

XVIII в. — эпоха кризиса абсолютизма во Франции. Формирование идеологии «третьего сословия». Творчество А. Ватто, возникновение стиля рококо. Архитектура и принципы декоративного убранства рокайльных интерьеров. Ф. Буше и живопись рококо. Борьба реалистических и рокайльных тенденций в творчестве О. Фрагонара. Влияние просветительских идей на портрет и пейзаж середины и 2 -ой половины XVIII в. Ж. Гудон — крупнейший мастер реалистического портрета в скульптуре. Ж. Л. Давид и революционный классицизм. Искусство Франции XVII- XVIII вв. на антикварном рынке.

Тема 11.  Искусство Испании XVII-XVIII вв.

Предыстория испанской художественной культуры XVII в. Творчество Эль Греко. XVII в. — «золотой век» испанской живописи. Д. Веласкес как мастер исторического, бытового, портретного жанров. Крупнейшие  художники испанской школы — Х. Рибера, Ф. Сурбаран, Б. Мурильо.

Кризис абсолютизма в XVIII веке и формирование тенденций художественного развития ХIХ в. Творчество Ф. Гойи, его народные корни и новаторский характер. Станковая и монументальная живопись, гравюра Гойи. Испанская керамика как феномен антиквариата.

Тема 12.  Искусство России XVIII в.

Прогрессивные реформы Петра I как основа подъема русской художественной культуры. Архитектура петровского барокко. Строительство Санкт-Петербурга. Творчество архитекторов Д. Трезини, Ж. Б. Леблона, Н. Микетти. И. Никитин, А. Матвеев, А. Антропов — основоположники реалистического портрета в русской живописи. Деятельность в России скульптора Б. К. Растрелли.

Русское просветительство второй половины XVIII века и его воздействие на художественную культуру. Специфика архитектуры русского барокко. Творчество В. В. Растрелли-сына, его работы в Санкт-Петербурге, Петергофе, Царском Селе, Киеве.

Расцвет портретного искусства. Творчество Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В. Боровиковского, Ф. Шубина.        Основание петербургской Академии Художеств, ее роль в развитии художественной культуры второй половины XVIII века. А. Лосенко — основоположник исторического жанра  в русской живописи. Творчество А. Ф. Кокоринова, Д. Кваренги. Классицизм в скульптуре. Творчество Э.-М. Фальконе, М. Козловского. Произведения русской художественной школы на рынке антиквариата.

Тема 13.  Основные тенденции развития европейского изобразительного искусства ХIХ в.

Особенности развития художественной культуры в условиях развитого капиталистического общества. Искусство Франции — главного центра художественной жизни Западной Европы. Д. -Ж. Энгр и формирование принципов академизма. Эстетические взгляды и проблематика искусства.

Исторические корни и идейно-эстетическая программа романтизма. Образ человека в произведениях романтиков. Специфика решения современной темы. Творчество Т. Жерико и Э. Делакруа.

О. Домье — мастер критического реализма. Г. Курбе — глава реалистического направления  в искусстве Франции. Борьба художника против Академии и Салона, демократизм его искусства. Крестьянский мир в творчестве Ф. Милле. Барбизонская школа (Т. Руссо, Ш. Ф. Добиньи, К. Коро и др.)

Тема 14.  Искусство Франции второй половины ХIХ века.

Поиски новых тем, образов, новых живописных принципов и приемов. Э. Манэ — зачинатель нового этапа в искусстве Франции, его связь с традициями реализма середины ХIХ века. Искусство импрессионизма. История возникновения группы, эстетическая платформа. Творчество К. Моне, О. Ренуара, Э. Дега. Импрессионизм в скульптуре, творчество О.Родена.

Постимпрессионизм — переходный этап в развитии искусства конца ХIХ- начала ХХ вв. Творчество П. Сезанна, П. Гогена, В. ван Гога, А. де Тулуз-Лотрека. Произведения французской художественной школы на рынке антиквариата.    

Тема 15.  Искусство России ХIХ в.

Отражение  в искусстве общественного подъема, вызванного Отечественной войной 1812 года и декабристским движением. Русский романтизм. Творчество О. Кипренского, новый тип портрета. В. Тропинин, эволюция его портретного искусства. Романтизм в русской пейзажной живописи. Пленэризм С. Щедрина., его этическое наполнение. Значение творчества А. Венецианова и его школы. Сочетание традиций классицизма, романтизма, реализма в искусстве К. Брюллова. Стремление А. Иванова утвердить реалистический метод в историческом жанре.

П. Федотов — основоположник критического реализма в русской живописи. В. Перов — глава московской школы живописи.

 Искусство России второй половины ХIХ в. Образование «Товарищества передвижных художественных выставок», его значение как идейно-художественного центра прогрессивного искусства. Деятельность И. Крамского и В. Стасова как идеологов передвижничества. Творчество И. Крамского, Г. Мясоедова, В. Маковского, Н. Ярошенко, Н. Ге, В. Васнецова,  А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана. Эпичность, народность, психологизм образов. И. Репина, В. Суриков

         Особенности развития русской художественной культуры на рубеже ХIХ-ХХ вв. Создание «Союза русских художников» и его роль в художественной жизни. Творчество В. Серова, М. Нестерова, М. Врубеля. Творческое объединение «Мир искусства». Роль и значение  объединения в решении проблем стиля эпохи. Произведения русской живописи, скульптуры, графики на рынке антиквариата. Рейтинги художников. На современном антикварном рынке.

Тема 16. Искусство ХХ в.

Основные направления в развитии художественной культуры ХХ в. Искусство модерна, фовизма, кубизма, абстракционизма, дадаизма, экспрессионизма, футуризма, ар-деко, сюрреализма, постмодернизма как воплощение генеральных социокультурных тенденций развития современности.

Проблема художественной оценки. Искусство ХХ в. как феномен арт-рынка.

Формат курса:

16 занятий (одно занятие — 2 астрон. часа)

Расписание: понедельник, среда — 18.30-20.30.

Начало занятий 27 февраля 2017г.

По окончании курса выдается сертификат.

Стоимость: 320 руб. (при единовременной оплате всего курса — скидка 10%; возможна оплата в два этапа).

button